Миграция
как одна из проблем международной экономической безопасности
Автор:
Бойко Анастасия (ДНЭМ-501)
На протяжении всей истории человечества миграционные
процессы играли значительную роль в формировании демографической картины мира.
В условиях экономической и политической глобализации претерпели изменения не
только базовые характеристики международных миграционных процессов, но и
факторы, их определяющие.
Международная миграция в современном обществе является
довольно значимым явлением с точки зрения масштабов (по данным ООН, в 2000 г. в
мире насчитывалось 174,8 млн. мигрантов), а также
социально-экономических и политических последствий для стран и регионов.
Преобладающим направлением современной миграции стали перемещения населения из
беднейших развивающихся стран в экономически развитые государства.
Следует заметить, что
масштабы миграционных процессов в мире имеют тенденцию к постоянному увеличению
– в них вовлекается все большее число людей. В частности, только за 2000 г.
количество мигрантов выросло на 20,8 млн. человек, или примерно на 13,5% по
сравнению с предыдущим годом. Принято считать, что миграция стала одним из
проявлений процесса глобализации мировой экономики и определяется в основном
причинами объективного порядка.
Также существует огромный разрыв в темпах прироста населения
по типам стран. В экономически развитых странах естественный прирост населения
крайне низок или даже отрицателен. К примеру, депопуляция населения отмечается
в Германии (–0,1%), нулевой показатель – в Италии, очень невысокий естественный
прирост – в Великобритании (0,1%), Японии (0,2%), Канаде (0,3%), Франции
(0,4%), США (0,5%).
Население развивающихся стран, напротив, растет быстрыми
темпами: на территории Палестины оно увеличивается на 3,7% в год, в Йемене – на
3,3%, в Конго – на 3,1%, в Эфиопии – на 2,9%. Несопоставимо различаются также и
показатели рождаемости. Коэффициент суммарной рождаемости в Нигере составляет
7,5 детей на одну женщину, в Йемене – 7,2, Конго – 6,3, Афганистане – 6,0,
Палестине – 5,9, в то время как странах ЕС едва превышает 1,3, а в США – 2,1.
В условиях глобализации мировой экономики четко оформились
две основные группы факторов миграции. Первая группа – объективные факторы
социально-экономического и демографического порядка: безработица, нищета,
перенаселенность. Вторая группа – субъективные факторы: осознание безысходности
положения и жизненных перспектив в стране прежнего проживания, стремление
повысить уровень жизни и доходов.
Миграция в условиях
глобализации при всей внешней стихийности может носить довольно организованный
характер как с точки зрения стимулов к принятию человеком решения о
переселении, так и с позиции поддержки процесса адаптации и «приживаемости»
мигранта на новом месте жительства. Структурами, заинтересованными в активизации
миграции, в развивающихся странах могут быть правительства, а также некоторые
нелегитимные организации, которыми обычно движет прагматизм, ведь таким
способом можно хотя бы частично ослабить социально-экономическое и
демографическое «напряжение» в обществе, не инвестируя при этом особые средства
в социальные программы, политику занятости населения, систему образования,
здравоохранения, социального обслуживания.
В современном мире подобная схема развития событий, когда за
активным переселением мигрантов следовала экономическая экспансия, а затем и
аннексия соседней территории в результате политического или военного
вмешательства выглядит, по меньшей мере, архаичной и вряд ли реализуемой, но в
эпоху глобализации появляются совершенно иные механизмы влияния – экономические
и финансовые рычаги, а роль миграции и мигрантов в осуществлении глобальных
геополитических проектов по-прежнему остается довольно важной.
В этой связи наиболее наглядна ситуация в Китае,
испытывающем в последние годы бурный экономический подъем. Здесь действует
концепция единой, являющаяся неотъемлемым элементом внешней политики.
Правительство страны проводит четкое различие между государственными и
национальными интересами: первые затрагивают государственный суверенитет КНР, а
вторые – единую нацию, ареал распространения которой гораздо масштабнее
государственных границ страны.
По мнению некоторых российских ученых, в ближайшие
десять-пятнадцать лет китайская миграция не создаст открытой реальной угрозы,
они признают, что в общем-то КНР и нет особой необходимости открыто угрожать
России или еще кому-то. «Большой» Китай создается экономическим путем. Эта
политика поощряет постепенное создание прочных экономических и иных связей, для
которых далеко не всегда необходима политическая интеграция.
В условиях глобализации повышается роль нелегитимных акторов
в организации миграции населения. Миграция уходит в тень, где невозможно
проконтролировать ее масштабы, защитить права мигрантов. В конечном итоге, это
чревато не только ущемлением прав отдельных людей, попадающих в зависимость от
организаторов миграции, но и угрозой безопасности целых государств.
Как любой сложный и многогранный аспект, международная
миграция имеет довольно неоднозначные последствия. Считается, что в современном
обществе она стала механизмом, который отчасти позволяет снимать
демографическое и социально-экономическое напряжение, выравнивать диспропорции
между бедным Югом и богатым Севером. Однако миграция – это не только
социально-экономический, но и сложный этнокультурный процесс, который
сопровождается, помимо увеличения или уменьшения численности населения, еще и
изменением его этнического состава, формированием локальных этнических
общностей и диаспор, вносит изменения в культурно-бытовую сферу и даже меняет
репродуктивные установки населения.
Скорее всего, напряжение снимается только на одном полюсе
мировой экономики – в странах происхождения мигрантов, ведь туда ежегодно
мигранты направляют около 70 млрд. долларов в форме денежных переводов. По данным ООН, в 2000 г. денежные переводы мигрантов из-за
рубежа в свои государства составляли более 10% ВВП Албании, Боснии и
Герцеговины, Кабо-Верде, Сальвадора, Ямайки, Иордании, Никарагуа, Самоа, Йемена.
По мнению руководителя отдела миграции Международной
организации труда (МОТ) М. Абеллы, «трудовая миграция оказывает огромное
воздействие на экономику и общество стран происхождения мигрантов. Ее
социальные последствия довольно весомы и ощутимы. Значительная часть зарубежных
доходов расходуется на приобретение отечественных предметов потребления и
услуг, а также жилищное строительство, которое оказывает стимулирующее
воздействие на развитие экономики».
В странах-реципиентах миграция имеет также определенные
положительные последствия. Прежде всего, она пополняет трудовые ресурсы и
компенсирует сокращение численности населения. Это особенно актуально для
«стареющего» населения Европы. Если в 1970 г. люди старше 65 лет составляли 8,2%
населения европейских стран, то к 2001 г. – уже 16,2%. По прогнозам, к 2025 г.
в общей численности населения этих стран доля пенсионеров будет составлять 21%,
а в 2050 – 27,6%.
По оценкам Центра европейской политики в Брюсселе (CEPS),
для того, чтобы поддерживать существующий баланс на сокращающемся рынке труда
Европы, в страны Евросоюза ежегодно необходимо импортировать 1,5–3,0 млн.
иностранных рабочих. Прогноз ООН еще более радикален – в нем идет речь о
4,5–6,0 млн. иммигрантов в год.
Однако миграция имеет
свои издержки, прежде всего политико-культурного и социального характера. Кроме
того, определенная часть европейцев склонна видеть в иммигрантах конкурентов,
отнимающих у них рабочие места. Это имеет два важных следствия.
Следствие первое:
концентрация иммигрантов, замкнутость их этнических общин, высокий уровень
преступности ведут к недовольству коренного населения в самых разнообразных
формах вплоть до вооруженных столкновений и погромов.
Второй момент. Все более популярными в европейских странах
становятся ультраправые политики, в программах которых непременно присутствует
пункт «запретить миграцию, выселить иммигрантов». Политическая поддержка
ультраправых вызвана тем, что избиратели во многих странах считают, что
иммигранты слабо интегрируются в европейское общество и чужды европейской
культуре, они формируют изолированные этнические сообщества. На начальном этапе
своего существования такие сообщества воспринимаются как экзотика, до тех пор
пока не начинают вторгаться в жизнь старожилов, менять ее по своим нормам и
стандартам. Вполне закономерно, что это доставляет местному населению
определенные неудобства и порождает негативное отношение ко всем иммигрантам,
даже добропорядочным.
Миграционная политика многих экономически развитых стран
мира ставит в качестве одного из основных приоритетов необходимость интеграции
иммигрантов в новом обществе. В настоящее время в мировой практике сложилось
два основных способа интеграции: ассимиляция и взаимное сосуществование
культур. Политика в отношении интеграции иммигрантов зачастую существенно
различается и страны можно подразделить на две основные группы. К странам,
проводящим политику ассимиляции, относятся Франция, Германия, США, Швейцария. А
политики взаимного сосуществования культур придерживаются Великобритания,
Канада, Нидерланды, Бельгия, государства Скандинавии.
Существенное
воздействие на процесс интеграции иммигрантов оказывают различные факторы
объективного и субъективного плана: продолжительность проживания; характер
расселения и численность иммигрантов; уровень их образования и
социально-экономическое положение; религиозная основа этнической общности;
восприятие мигрантов коренным населением и т.д.
В условиях
интенсивной миграции кардинально изменяется этнический состав населения многих
стран и крупных городов. Наиболее яркий пример – США. Здесь сегодня каждый
четвертый американец – небелый. По данным Бюро переписи США, в 2000 г. около
18% населения США не разговаривают дома на английском языке, а 4% – английского
языка просто не знают или владеют им очень слабо. В 60% случаев общение идет на
испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки.
Необходимо признать, что изменение этнического состава
населения крупных городов и стран – необратимая тенденция глобализации мировой
экономики.
Интеграция иммигрантов в общество – процесс двусторонний,
который связан не только с «притиркой» мигрантов к коренному населению, но и с
проблемами «привыкания» местных жителей к мигрантам. Смена этнического состава
населения за сравнительно короткие сроки обычно приводит к росту межэтнических
проблем. Зачастую «мигранты воспринимаются как опасный элемент ломки
сложившейся этносоциальной односторонности и структурированности, в их
поведении усматривают неуважение к нормам и традициям той культуры, в которую
они попали, пренебрежение сложившимися в этой среде ценностями и устоями».
Комментариев нет:
Отправить комментарий