среда, 23 ноября 2011 г.

Миграция как одна из проблем международной экономической безопасности


Миграция как одна из проблем международной экономической безопасности
Автор: Бойко Анастасия (ДНЭМ-501)
На протяжении всей истории человечества миграционные процессы играли значительную роль в формировании демографической картины мира. В условиях экономической и политической глобализации претерпели изменения не только базовые характеристики международных миграционных процессов, но и факторы, их определяющие.
Международная миграция в современном обществе является довольно значимым явлением с точки зрения масштабов (по данным ООН, в 2000 г. в мире насчитывалось 174,8 млн. мигрантов), а также социально-экономических и политических последствий для стран и регионов. Преобладающим направлением современной миграции стали перемещения населения из беднейших развивающихся стран в экономически развитые государства.

 Следует заметить, что масштабы миграционных процессов в мире имеют тенденцию к постоянному увеличению – в них вовлекается все большее число людей. В частности, только за 2000 г. количество мигрантов выросло на 20,8 млн. человек, или примерно на 13,5% по сравнению с предыдущим годом. Принято считать, что миграция стала одним из проявлений процесса глобализации мировой экономики и определяется в основном причинами объективного порядка.
Также существует огромный разрыв в темпах прироста населения по типам стран. В экономически развитых странах естественный прирост населения крайне низок или даже отрицателен. К примеру, депопуляция населения отмечается в Германии (–0,1%), нулевой показатель – в Италии, очень невысокий естественный прирост – в Великобритании (0,1%), Японии (0,2%), Канаде (0,3%), Франции (0,4%), США (0,5%).
Население развивающихся стран, напротив, растет быстрыми темпами: на территории Палестины оно увеличивается на 3,7% в год, в Йемене – на 3,3%, в Конго – на 3,1%, в Эфиопии – на 2,9%. Несопоставимо различаются также и показатели рождаемости. Коэффициент суммарной рождаемости в Нигере составляет 7,5 детей на одну женщину, в Йемене – 7,2, Конго – 6,3, Афганистане – 6,0, Палестине – 5,9, в то время как странах ЕС едва превышает 1,3, а в США – 2,1.
В условиях глобализации мировой экономики четко оформились две основные группы факторов миграции. Первая группа – объективные факторы социально-экономического и демографического порядка: безработица, нищета, перенаселенность. Вторая группа – субъективные факторы: осознание безысходности положения и жизненных перспектив в стране прежнего проживания, стремление повысить уровень жизни и доходов.
 Миграция в условиях глобализации при всей внешней стихийности может носить довольно организованный характер как с точки зрения стимулов к принятию человеком решения о переселении, так и с позиции поддержки процесса адаптации и «приживаемости» мигранта на новом месте жительства. Структурами, заинтересованными в активизации миграции, в развивающихся странах могут быть правительства, а также некоторые нелегитимные организации, которыми обычно движет прагматизм, ведь таким способом можно хотя бы частично ослабить социально-экономическое и демографическое «напряжение» в обществе, не инвестируя при этом особые средства в социальные программы, политику занятости населения, систему образования, здравоохранения, социального обслуживания.
В современном мире подобная схема развития событий, когда за активным переселением мигрантов следовала экономическая экспансия, а затем и аннексия соседней территории в результате политического или военного вмешательства выглядит, по меньшей мере, архаичной и вряд ли реализуемой, но в эпоху глобализации появляются совершенно иные механизмы влияния – экономические и финансовые рычаги, а роль миграции и мигрантов в осуществлении глобальных геополитических проектов по-прежнему остается довольно важной.
В этой связи наиболее наглядна ситуация в Китае, испытывающем в последние годы бурный экономический подъем. Здесь действует концепция единой, являющаяся неотъемлемым элементом внешней политики. Правительство страны проводит четкое различие между государственными и национальными интересами: первые затрагивают государственный суверенитет КНР, а вторые – единую нацию, ареал распространения которой гораздо масштабнее государственных границ страны.
По мнению некоторых российских ученых, в ближайшие десять-пятнадцать лет китайская миграция не создаст открытой реальной угрозы, они признают, что в общем-то КНР и нет особой необходимости открыто угрожать России или еще кому-то. «Большой» Китай создается экономическим путем. Эта политика поощряет постепенное создание прочных экономических и иных связей, для которых далеко не всегда необходима политическая интеграция.
В условиях глобализации повышается роль нелегитимных акторов в организации миграции населения. Миграция уходит в тень, где невозможно проконтролировать ее масштабы, защитить права мигрантов. В конечном итоге, это чревато не только ущемлением прав отдельных людей, попадающих в зависимость от организаторов миграции, но и угрозой безопасности целых государств.
Как любой сложный и многогранный аспект, международная миграция имеет довольно неоднозначные последствия. Считается, что в современном обществе она стала механизмом, который отчасти позволяет снимать демографическое и социально-экономическое напряжение, выравнивать диспропорции между бедным Югом и богатым Севером. Однако миграция – это не только социально-экономический, но и сложный этнокультурный процесс, который сопровождается, помимо увеличения или уменьшения численности населения, еще и изменением его этнического состава, формированием локальных этнических общностей и диаспор, вносит изменения в культурно-бытовую сферу и даже меняет репродуктивные установки населения.
Скорее всего, напряжение снимается только на одном полюсе мировой экономики – в странах происхождения мигрантов, ведь туда ежегодно мигранты направляют около 70 млрд. долларов в форме денежных переводов. По данным ООН, в 2000 г. денежные переводы мигрантов из-за рубежа в свои государства составляли более 10% ВВП Албании, Боснии и Герцеговины, Кабо-Верде, Сальвадора, Ямайки, Иордании, Никарагуа, Самоа, Йемена.
По мнению руководителя отдела миграции Международной организации труда (МОТ) М. Абеллы, «трудовая миграция оказывает огромное воздействие на экономику и общество стран происхождения мигрантов. Ее социальные последствия довольно весомы и ощутимы. Значительная часть зарубежных доходов расходуется на приобретение отечественных предметов потребления и услуг, а также жилищное строительство, которое оказывает стимулирующее воздействие на развитие экономики».
В странах-реципиентах миграция имеет также определенные положительные последствия. Прежде всего, она пополняет трудовые ресурсы и компенсирует сокращение численности населения. Это особенно актуально для «стареющего» населения Европы. Если в 1970 г. люди старше 65 лет составляли 8,2% населения европейских стран, то к 2001 г. – уже 16,2%. По прогнозам, к 2025 г. в общей численности населения этих стран доля пенсионеров будет составлять 21%, а в 2050 – 27,6%.
По оценкам Центра европейской политики в Брюсселе (CEPS), для того, чтобы поддерживать существующий баланс на сокращающемся рынке труда Европы, в страны Евросоюза ежегодно необходимо импортировать 1,5–3,0 млн. иностранных рабочих. Прогноз ООН еще более радикален – в нем идет речь о 4,5–6,0 млн. иммигрантов в год.
 Однако миграция имеет свои издержки, прежде всего политико-культурного и социального характера. Кроме того, определенная часть европейцев склонна видеть в иммигрантах конкурентов, отнимающих у них рабочие места. Это имеет два важных следствия.
 Следствие первое: концентрация иммигрантов, замкнутость их этнических общин, высокий уровень преступности ведут к недовольству коренного населения в самых разнообразных формах вплоть до вооруженных столкновений и погромов.
Второй момент. Все более популярными в европейских странах становятся ультраправые политики, в программах которых непременно присутствует пункт «запретить миграцию, выселить иммигрантов». Политическая поддержка ультраправых вызвана тем, что избиратели во многих странах считают, что иммигранты слабо интегрируются в европейское общество и чужды европейской культуре, они формируют изолированные этнические сообщества. На начальном этапе своего существования такие сообщества воспринимаются как экзотика, до тех пор пока не начинают вторгаться в жизнь старожилов, менять ее по своим нормам и стандартам. Вполне закономерно, что это доставляет местному населению определенные неудобства и порождает негативное отношение ко всем иммигрантам, даже добропорядочным.
Миграционная политика многих экономически развитых стран мира ставит в качестве одного из основных приоритетов необходимость интеграции иммигрантов в новом обществе. В настоящее время в мировой практике сложилось два основных способа интеграции: ассимиляция и взаимное сосуществование культур. Политика в отношении интеграции иммигрантов зачастую существенно различается и страны можно подразделить на две основные группы. К странам, проводящим политику ассимиляции, относятся Франция, Германия, США, Швейцария. А политики взаимного сосуществования культур придерживаются Великобритания, Канада, Нидерланды, Бельгия, государства Скандинавии.
 Существенное воздействие на процесс интеграции иммигрантов оказывают различные факторы объективного и субъективного плана: продолжительность проживания; характер расселения и численность иммигрантов; уровень их образования и социально-экономическое положение; религиозная основа этнической общности; восприятие мигрантов коренным населением и т.д.
 В условиях интенсивной миграции кардинально изменяется этнический состав населения многих стран и крупных городов. Наиболее яркий пример – США. Здесь сегодня каждый четвертый американец – небелый. По данным Бюро переписи США, в 2000 г. около 18% населения США не разговаривают дома на английском языке, а 4% – английского языка просто не знают или владеют им очень слабо. В 60% случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки.
Необходимо признать, что изменение этнического состава населения крупных городов и стран – необратимая тенденция глобализации мировой экономики.
Интеграция иммигрантов в общество – процесс двусторонний, который связан не только с «притиркой» мигрантов к коренному населению, но и с проблемами «привыкания» местных жителей к мигрантам. Смена этнического состава населения за сравнительно короткие сроки обычно приводит к росту межэтнических проблем. Зачастую «мигранты воспринимаются как опасный элемент ломки сложившейся этносоциальной односторонности и структурированности, в их поведении усматривают неуважение к нормам и традициям той культуры, в которую они попали, пренебрежение сложившимися в этой среде ценностями и устоями».

Комментариев нет:

Отправить комментарий