суббота, 19 ноября 2011 г.

Транспортная сфера и международная экономическая безопасность России


Транспортная сфера и международная экономическая безопасность России
Автор: Виноградова Анастасия (ДНЭМ-501)
Транспорт связующее звено между всеми субъектами единого народнохозяйственного комплекса. От ее развития зависит экономическая целостность государства. Это сказывается как на национальной, так и на внешнеэкономической безопасности.
Во всех сферах транспорта наблюдается одна и та же ситуация: износ основных производственных фондов,  морально устаревшая техника, высокие трудозатраты и неравномерность загруженности сетей. Показатели означают огромные риски и неэффективность.
Низок уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики, что мешает интеграции в мировую коммуникационную систему.

 Россия не использует свой полный потенциал для транзитных перевозок, например, воздушного пространства.  Многие удаленные участки до сих пор не обеспечены доступом к твердым дорогам, железной дороги, единственным транспортом на некоторых таких территориях остается только воздушный.  
Угрозу национальной экономике создает, прежде всего, деформированность современной структуры внешнеторгового сектора российской экономики, которая состоит в:
·       усилении топливно-сырьевой направленности экспорта;
·       снижении перспективных размеров экспортных поставок сырья ввиду наметившегося отставания разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкой внешнеторговой конкурентоспособности продукции большинства отечественных предприятий;
·       свертывании производства в экспортоориентированных отраслях обрабатывающей промышленности и, прежде всего, в машиностроении;
·       завоевании иностранными фирмами-импортерами внутреннего рынка страны по многим видам товаров народного потребления и продовольствию;
·       приобретении иностранными компаниями российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынков.
 Из-за недостаточной развитости транспорта сдерживаются комплексное освоение новых территорий и разработка месторождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке.
Снижается конкурентоспособность отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. Ослабление связей между регионами Российской Федерации подрывает ее единство, снижает экономическую безопасность страны. 
Виды транспорта и их эффективность.
На протяжении многих лет важное место в транспортной сфере играет железнодорожный транспорт, обеспечивающий 62% общего объема перевозок или 84% общего грузооборота всех видов транспорта (исключая трубопроводный).
 Таблица 1.
Объемы транспортных перевозок (млрд. тонно-километров)
вид трансп./год
2000
2005
2006
2007
2008
2009
2010
транспорт всего
3638
4676
4801
4915
4948
4446
4751,8
магистральныйтрубопроводный
1916
2474
2499
2465
2464
2246
2382
железнодорожный
1373
1858
1951
2090
2116
1865
2010,6
автомобильный
153
194
199
206
216
180
199,2
морской
122
60
62
65
84
98
101
внутренний водный
71
87
87
86
64
53
54,3
воздушный
2,5      
2,8
2,9      
3,4      
3,7      
3,6      
4,7

 Работа железнодорожного транспорта один из главных факторов стабилизации социально-экономического положения в стране и  обеспечении экономической безопасности. Тарифы являются важнейшим макроэкономическим регулятором в руках государства.
Роль железнодорожного транспорта важна в устойчивом функционировании стратегических отраслей материального производства. Железнодорожный транспорт обеспечивает основной объем перевозок, таких отраслей как нефтеперерабатывающая, нефтедобывающая, угольная, добыча и переработка черных металлов, строительных и других материалов. А эти отрасли обеспечивают функционирование народнохозяйственного комплекса, что отражается на безопасности национальной экономики. Железнодорожный транспорт зависит от этих отраслей, и снижение эффективности деятельности данных отраслей ведет к изменению показателей финансовой устойчивости железнодорожной отрасли.
Железная дорога так же имеет большой уровень износа основных производственных фондов, нехватки рабочей силы, перегруженности некоторых участков сети. Нехватка рабочей силы обусловлена приоритетным преимуществом таких сфер как нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и финансовые сферы, где наблюдается больая разница заработной платы. А так же из-за морально устарелой техники требуется больше затрат труда. Повышение затрат  труда не обеспечиваются соответствующей платой.
Так же основной проблемой железнодорожного транспорта является его финансовая неустойчивость и убыточность пассажирских перевозок. При этом поддерживаются  тарифы,  доступные всем слоям населения, что выполняет функцию социальной защиты. Проценты платятся от регионального бюджета (не всегда) и около 80%  за счет грузовых перевозок.
 Развитие автомобильных дорог  уступает зарубежным странам. В последнее время наблюдается рост конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг России. Развитие дорог не соответствует темпам автоматизации страны. Дороги Севера Сибири и Дальнего востока не имеют сформированной опорной сети федеральных дорог. Дефицит пропускной способности федеральных трасс на подъезде к городам. Низкий уровень качества дорог увеличивает затраты на транспортировку в полтора раза (и на затрат30% горючего) по сравнению с западными странами.
 Техника гражданской авиации морально и технически устарела. Не полностью используется доступное воздушное пространство России для транзитных полетов иностранных воздушных судов. Особенно отмечается износ федеральных объектов – взлетно-посадочных полос, оборудования и мест для стоянок. Нестабильно работает авиация в районах, где она является единственным видом транспорта.
 Морской флот, контролируемый Россией под ее флагом, составляет менее 50%. Доля российского флота в перевозке российских грузов крайне низка.  Обновление флота происходит медленным темпом.
Председатель Правительства России В.В. Путин утвердил распоряжением от  22 ноября 2008 г. Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 г.  Целью реформы является: обеспечение согласованное развитие объектов транспортной инфраструктуры, повысит конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг, позволит получать дополнительные доходы в размере более 6 млрд. долл. в год.
Каких успехов уже удалось добиться?
Железные дороги. С начала реализации программы на железных дорогах введено в эксплуатацию более 200 км новых линий, электрифицировано 1300 км линий, поставлено более 50 тыс. грузовых вагонов. Осуществляется  развитие припортовых железнодорожных станций на побережье Тихого океана.
 Автодороги.
В области автодорожного хозяйства введено в эксплуатацию и реконструировано 1400 км федеральных и 8300 км территориальных автомобильных дорог, 640 населенных пунктов обеспечено постоянной связью по дорогам с твердым покрытием.
Морской транспорт.
В области морского и речного транспорта увеличена пропускная способность морских портов на 70 млн. т, поставлено 40 морских судов общим дедвейтом 2,66 млн. т и 12 судов обеспечивающего флота. 
Авиация.
В области гражданской авиации с начала реализации программы поставлено 41 воздушное судно, реконструированы взлетно-посадочные полосы в аэропортах Архангельск, Якутск, Томск, Пермь и Иркутск. 
Выводы.
Развитие транспортной системы наблюдается, существуют реформы направленные на ее оптимизацию. Но эффективность транспортной сферы и ее состояние напрямую зависит от национальной экономики, которая, несмотря на реформы, развивается медленными шагами. Не составляя достаточную конкуренцию другим странам. Поскольку в России наблюдается «голландская болезнь», то попытки изменения ситуации в транспортной сфере, как и в экономике, приводят лишь к временному (видимому?) или недостаточному результату. Недостаточное финансирование и правовое обеспечение транспортной сферы для ее развития - показатель свойственный большинству сфер Российской экономики. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий