Что такое
студенческий научный кружок?
Студенческие научные
кружки являются одним из базовых элементов привлечения студентов к научному
творчеству в период обучения. Вся научная работа студента состоит из двух
элементов - учебно-исследовательская работа (УИРС), выполняемая в рамках
расписания в учебном процессе (курсовые работы, диплом), и
научно-исследовательская (НИРС), к выполнению которой студент привлекается вне
рамок учебного процесса (кружки, студенческие объединения, олимпиады и
конкурсы, научные конференции).
Научные кружки,
относимые в целом к НИРС, являются в тоже время мостиком, который
соединяет учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу.
Какие цели ставит
перед собой научный студенческий кружок?
Главной целью кружка
является создание условий, при которых студент мог бы эффективно заниматься
научной работой, консультироваться с научным руководителем и обсуждать
результаты работы с товарищами по учебе.
Каков алгоритм работы
научного студенческого кружка?
Сам по себе алгоритм
работы несложен, именно поэтому научные кружки получили большое распространение
и в вузах России, и, ранее, в вузах СССР, и в зарубежных странах. Одно-два
заседания кружка посвящаются методике и организации научной работы как таковой:
составления планов исследований, технике сбора материалов по проблеме,
реферирования книг и статей, подготовке
итоговых материалов. На заседаниях кружка с докладами по результатам своей
научно-исследовательской работы выступают студенты. Обычно заслушивается не
более одного доклада, после чего следуют вопросы и обсуждение. Возможны и
другие формы работы.
Какова
результативность научного кружка?
Она может быть
измерена по многим параметрам. Прежде всего, и это является самым главным,
работа в кружке помогают каждому студенту освоить приемы и навыки
исследовательской деятельности, публичного выступления, ведения дискуссии,
оформления результатов работы. Таким образом, качество подготовки специалиста,
уровень сформированности у него итоговых компетенций, необходимых для
профессиональной деятельности, оказывается выше.
Наиболее интересные
доклады и сообщения могут быть затем
представлены на конференциях различных уровней и различной направленности.
Студенты могут принимать участие в олимпиадах и конкурсах по той специальности,
по которой они обучаются. Часть работ отбираются для публикации в ученых
записках, сборниках статей, учебниках и монографиях.
Какую роль в
организации кружка играют новые информационные и коммуникационные технологии?
Эта роль весьма
высока. Наличие, например, у кружка собственного сайта (блога) позволяет
оперативно публиковать подготовленные студентами доклады и сообщения. Другие
студенты, в том числе и не являющиеся официально членами кружка, могут
ознакомиться с ними, дать свои комментарии, принять участие в обсуждении. Затем
уже на очном заседании, может развернуться дискуссия, полезность которой
усиливается тем, что предварительно участники ознакомились с позициями друг
друга.
Спасибо за создание такого сайта! Это прекрасная идея!
ОтветитьУдалить