вторник, 25 октября 2011 г.

Цели и задачи студенческого научного кружка


Что такое студенческий научный кружок?
Студенческие научные кружки являются одним из базовых элементов привлечения студентов к научному творчеству в период обучения. Вся научная работа студента состоит из двух элементов - учебно-исследовательская работа (УИРС), выполняемая в рамках расписания  в учебном процессе (курсовые работы, диплом), и научно-исследовательская (НИРС), к выполнению которой студент привлекается вне рамок учебного процесса (кружки, студенческие объединения, олимпиады и конкурсы, научные конференции).
Научные кружки, относимые в целом к НИРС, являются в тоже время мостиком, который соединяет учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу.


Какие цели ставит перед собой научный студенческий кружок?
Главной целью кружка является создание условий, при которых студент мог бы эффективно заниматься научной работой, консультироваться с научным руководителем и обсуждать результаты работы с товарищами по учебе.

Каков алгоритм работы научного студенческого кружка?
Сам по себе алгоритм работы несложен, именно поэтому научные кружки получили большое распространение и в вузах России, и, ранее, в вузах СССР, и в зарубежных странах. Одно-два заседания кружка посвящаются методике и организации научной работы как таковой: составления планов исследований, технике сбора материалов по проблеме, реферирования книг и статей,  подготовке итоговых материалов. На заседаниях кружка с докладами по результатам своей научно-исследовательской работы выступают студенты. Обычно заслушивается не более одного доклада, после чего следуют вопросы и обсуждение. Возможны и другие формы работы.

Какова результативность научного кружка?
Она может быть измерена по многим параметрам. Прежде всего, и это является самым главным, работа в кружке помогают каждому студенту освоить приемы и навыки исследовательской деятельности, публичного выступления, ведения дискуссии, оформления результатов работы. Таким образом, качество подготовки специалиста, уровень сформированности у него итоговых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, оказывается выше.
Наиболее интересные доклады и сообщения могут  быть затем представлены на конференциях различных уровней и различной направленности. Студенты могут принимать участие в олимпиадах и конкурсах по той специальности, по которой они обучаются. Часть работ отбираются для публикации в ученых записках, сборниках статей, учебниках и монографиях. 

Какую роль в организации кружка играют новые информационные и коммуникационные технологии?
Эта роль весьма высока. Наличие, например, у кружка собственного сайта (блога) позволяет оперативно публиковать подготовленные студентами доклады и сообщения. Другие студенты, в том числе и не являющиеся официально членами кружка, могут ознакомиться с ними, дать свои комментарии, принять участие в обсуждении. Затем уже на очном заседании, может развернуться дискуссия, полезность которой усиливается тем, что предварительно участники ознакомились с позициями друг друга.

1 комментарий: